Динамический диапазон. Тональность

Обычно фотографы определяют тональный диапазон объекта съемки либо числами диафрагмы (f-stops), либо диапазоном контрастности. Равномерно освещенные белые и черные объекты могут отражать примерно 85% и 2% падающего света соответственно. Диапазон контрастности 85 к 2 или, проще говоря 40:1, лежит поэтому на уровне максимального в условиях равномерного освещения. Это соответствует примерно 51/3 численных значений диафрагмы (каждое дополнительное числовое значение диафрагмы удваивает диапазон контрастности). Как только изменятся условия освещенности, диапазон контрастности резко изменится. Сильный солнечный свет с одной стороны объекта и только рассеянный свет от неба, падающий на другую сторону увеличат диапазон контрастности до 200:1. В исключительных случаях, когда темный объект находится в тени, а белый объект освещается прямым солнечным светом, диапазон контрастности может запросто превысить 1000:1 или 10 численных значений диафргамы.


Сравнение качества воспроизведения тональности


Сравниваются диапазоны тональности, воспринимаемые и воспроизводимые печатной продукцией, фотобумагой, фотопленкой , ПЗС и человеческим глазом. Их границы не являются жестко фиксированными: с помощью фотографических средств их можно расширить или сузить, используя для этого различные значения экспозиции. Сравнение здесь провести не просто. Печатная продукция является конечным результатом многочисленных взаимосвязанных процессов. На фотобумаге воспроизводится только выбранный участок динамического диапазона, который был запечатлен на негативную пленку.

Динамический диапазон – это термин, используемый для определения максимального диапазона тональности, который воспринимается фотопленкой, фотобумагой или чувствительными элементами ПЗС по отношению к исходной сцене съемки. Если для снимаемой сцены характерен диапазон тонов, выходящий за пределы данного динамического диапазона, он будет зафиксирован в виде белого или черного без передачи каких-либо деталей. При экспонировании и лабораторной обработке фотографических материалов происходит намеренное изменение контрастности. Степень этого изменения определяют значением, называемым степенью контрастности изображения (gamma). Коэффициент контрастности 1 показывает, что контрастность не изменилась. Уменьшение контрастности характеризуется коэффициентом, меньшим 1, увеличение – большим 1. Изменение тонального диапазона для проявленных фотоматериалов может быть измерено денситометром, которым регистрируется непрозрачность или диапазон плотности экспонированной эмульсии. Он может использоваться также для измерения плотности почернения печатных материалов. Динамический диапазон может рассматриваться в качестве входного диапазона, а диапазон плотности почернения в качестве выходного диапазона.

Все черно-белые оптические клинья используются для представления 10 численных значений диафрагмы динамического диапазона. На печатных материалах может быть воспроизведено только примерно 5 численных значений диафрагмы, поэтому клинья показывают относительные, а не реальные значения тональности. Цветовой интервал для бумаги характеризуется яркостью. Текстура поверхности дает рассеяние света, уменьшая контраст. Устраняет эту проблему применение покрытия для бумаги или нанесение лака. Избыточное количество краски на печатных материалах становится причиной таких проблем, как медленное высыхание, плохое прилипание (способность захватывать краску) и расплывание полутоновых точек.