Фотопленка и фильтры


При съемке природы и животного мира, пожалуй, сильнее, чем в других видах фотографии, проявляется тяготение к цветной пленке, если не считать случаев, когда черно-белая пленка сохранила некоторое преимущество, благодаря традиции и творческим возможностям.

Правда, в конечном счете выбор одного из трех основных видов пленки — цветной диапозитивной (обратимой), цветной негативной и черно-белой негативной — зависит от назначения фотографий.

Цветные диапозитивы предназначены для использования в полиграфии, а также для проецирования. Если вы собираетесь предложить свои снимки в журналы или издательства, то лучше всего снимать только на обратимые пленки. Они точнее, чем цветные негативы, передают градации цвета, они характеризуются большей разрешающей способностью и их проще сканировать. Изготовление цветного слайда — одноэтапный процесс. Сразу же после проявки можно оценить результат не тратя денег на печать контролек. При необходимости со слайда можно получить и высококачественный цветной отпечаток. Для этого используются специальные фотобумаги печать на которые производится непосредственно со слайда. Хотя диапозитивная пленка дает более точную цветопередачу, она также подвержена нарушениям цветового баланса, вследствие брака, допущенного при изготовлении и обработке, неправильного использования и хранения, что в российских условиях вполне обычно.

С цветных негативов приходится делать отпечатки, причем печатник может на удивление вольно обходиться с цветом изображения. Если вы снимаете исключительно ради получения цветных отпечатков, лучше снимать на цветную негативную пленку, затраты будут существенно ниже, чем при прямой печати со слайда.


В последнее время во всех жанрах фотографии все реже используется черно-белая пленка. Об этом приходится только сожалеть, ибо в опытных руках она обладает сильным выразительным потенциалом. Когда такое мощное средство эмоционального воздействия, как цвет, отсутствует, более важное значение приобретает форма изображения. К тому же можно с высокой точностью управлять тональными переходами от черного к белому, используя бесконечные опенки серого, и неудивительно, что пейзаж—единственная область в сьемке природы, где ведущую роль играет самовыражение, — является одним из оплотов черно-белой фотографии.

Светочувствительность и зернистость пленки

Большая разрешающая способность объективов используется только при сьемке на мелкозернистую пленку. Если необходимо проработать каждую деталь, советуем воспользоваться цветной обратимой пленкой Kodachrome 25 или Fujychrome Velvia. Однако мелкозернистые пленки всегда имеют низкую светочувствительность. В условиях плохого освещения, когда нужна минимальная выдержка или когда относительное отверстие объектива довольно мало, а объект подвижен, ими пользоваться не рекомендуется. Пленки с высокой светочувствительностью имеют более грубую зернистую структуру. Так что при сьемке животных в полевых условиях разрешающей способностью часто приходится жертвовать.

Свойства пленок

Между основными марками пленок одного типа, имеющих схожую чувствительность, но разных изготовителей, существуют небольшие различия в цветопередаче. Чтобы выбрать пленку, советуем испробовать несколько марок, сравнить результаты и остановиться на той, которая больше вам понравится. Так вы познакомитесь со свойствами данной пленки в разных условиях и сможете распорядиться ею по своему усмотрению. Самое важное различие между цветными фотопленками, помимо светочувствительности и зернистости, в том, что одни пленки можно проявлять самому или в любой фотолаборатории, а другие, например Kodachrome, у которой зернистая структура выражена в меньшей степени, может проявить только изготовитель (т.е. на проявку пленку придется отправлять в Европу).